Гражданская Оборона

...Когда я умер - не было никого, кто бы это опроверг...
/Е. Летов/

Гражданская Оборона
Тексты
по алфавиту
по альбомам (mp3)
не оф.альбомы (mp3)
Статьи
Янка Дягилева
Биография
Статьи
Тексты
Стихи
Форум
Видео

 

N.B. Скачивание ограничено 10 потоками с IP.

Солнцеворот (1997г.)

Содержание
1. Солнцеворот (Е. Летов) 03:58
2. Про зерна, факел и песок (Е. Летов) 03:46
3. Родина (Е. Летов) 04:32
4. Нечего терять (Е. Летов) 03:49
5. Мертвые 02:43
6. Далеко бежит дорога (впереди веселья много) (В. Кузьмин) 05:27
7. Новый день (Е. Летов) 03:22
8. Про дурачка (Е. Летов) 04:51
9. Поздно (Е. Летов) 02:36
10. Забота у нас такая (Е. Летов) 05:20
11. Жить (Е. Летов) 03:23
12. Дембельская (Е. Летов) 04:58

* Скачать альбом "Солнцеворот"
* Купить альбом (1999г.)

Три рецензии. Снова М. Вербицкий - не так резко и образно, как про "Невыносимую легкость бытия", но ощущение "под этим бы не подписался" остается. Статья Дмитрия Аграновского в "Советской России" 20 мая 1997 года. "Советская Россия" в 1997 году... Почитать один раз можно, для расширения кругозора. Сразу перескочите к ссылкам - тоже будете правы. А вот этот текст мне понравился: Вадим Штепа СОЛНЦЕВОРОТ В ГИПЕРБОРЕЕ.

Страна тотальной революции
Солнцеворот – русское название готской руны "саугил", посвященной солнцу; реконструированное протогерманское название этой руны – "совило", но среди либеральных подонков более известно имя "свастика". Магическое значение солнечной руны – укрепление внутреннего центра, усиление воли духа, победа через волевое усилие. Совило указывает пути и управляет перерождением; совило, солнечная руна, есть оппонент отупляющему давлению космического льда – необходимости и механического детерминизма.
Солнцеворот – языческий праздник поворота зимы к лету.
Года два-три назад, Егор упоминал о своем намерении выпустить весной 1996-го два альбома политических песен, один – Солнцеворот – черный, другой весь красный сплошь. Два альбома вышло, с опозданием на год, но Солнцеворот так же далек от обещанного альбома музыки национализма и анархии, как "Невыносимая Легкость Бытия" – от коммунистических маршей. Надо отдать должное, политические песни, написанные в 1990-е, равномерно разошлись по альбомам. Проблема в том, что таких песен всего две – "Победа", посвященная героическому сопротивлению защитников Дома Советов (записана на "Невыносимой Легкости"), и "Родина" – клич к возвращению былинной родины, клич к национальному сопротивлению, народная молитва.
Солнцеворот открывается программной вещью о "нашем деле" – "Солнцеворот". Эта песня как нельзя лучше демонстрирует музыкальные основы Егора-1995: безумные темпы панка, наложенные на органные соло и знакомую по "Сто лет одиночества" одуряюще-сладкую мелодику.
"маятник качнется в правильную сторону – и времени больше не будет..."
Вторая песня, про зерна, факел и песок, моя любимая композиция на всей кассете, музыкально гораздо более радикальна: до боли сладкие в своей бахообразности, органные соло представляют собой основу аккомпанимента, дающее интересный контраст с типично ГО-образным агрессивным пением и ритмом. Наложенная на характерный пара-оккультный экзистенциальный текст, эта музыкальная экстравагантность производит ошеломляющее впечатление. Как отмечал Бойд Райс, поп-музыка имеет гораздо больший разрушительный потенциал, нежели панк или индустриал: нет ничего неожиданного, а следовательно и опасного, в панке, пропагандирующем вооруженное выступление, или самоубийство – а вот вооруженное выступление, положенное на музыку Баха, может стать разрушением основ.
Третья песня, "Родина", популярный концертный номер о "моем былинном народе", и играется ровно как на концертах – типичное ГО розлива 1988 года. Вслушайтесь в текст – петь о восстании из пепла советской родины с интонациями "Желтой Прессы" и "Нового 37-ого" может только абсолютно оторванный Егор.

Разгибает спину мой великий народ
Раздвигает стены наша гневная мощь
Солнышко зовет нас за собой в поход
На гибельную стужу, на кромешную ночь
Вижу, поднимается с колен моя Родина
Вижу, как из пепла восстает моя Родина
Жарко разгорается во мне моя Родина
Слышу, как поет моя советская Родина...

"Нечего терять", как и "Новый День" и "Поздно" и "Жить" со второй стороны "Солнцеворота" – еще несколько песен в духе старой ГО. Ничуть не хуже, а в общем лучше, чем старая Гражданка, блестяще отыгранный, заводной панк с лихими экзистенциальными текстами. И удивительно и здорово, что Егор нашел в себе силы оставить такой успешно освоенный жанр и двинулся по пути музыкальных и стилистических экспериментов.
"Мертвые" – один из таких экспериментов, на редкость удавшийся. Абсолютно магический текст, о мертвых, что

...не спорят, не хотят, не стареют, не скорбят
Мертвые не сеют и не жнут, не потеют, не поют...
а вместо этого –
...словно напрямик,
словно в камнем с моста,
словно все впереди
словно все по местам
словно позавчера,
словно послезавтра –
и опять сначала...

нежнейший баховский орган контрастом с хрипящим, задыхающимся вокалом и безнадежными текстами... Что это – реинкарнация? Алмазная сутра? Реквием по Янке? Песня о своем трупе, издавшем "Солнцеворот" через семь лет после официального свидетельства о смерти? Кто знает...
Следует песня Черного Лукича "Мы идем в тишине", замысловато названная "Далеко бежит дорога (впереди веселья много)". Звучит жестче и грубее, чем оригинал, но по сути один хрен. Хороший контраст к "Мертвым", хорошее завершение стороны альбома – а чего еще надо?
Песня про дурачка, шедевр, акапелла открывавший "Прыг-Скок", записан здесь в электрической версии, похожей на концертную, с пространными гитарными соло и органными аккордами (плюс колокольчики) на заднем плане. Что ж, и все существующее имеет право на существовать, и место после мрачнейшего, суицидальнейшего панка "Нового Дня" – прекрасно подходит этой детской, наивной немного песенке. "Не бывает атеистов в окопах под огнем"...
"...буйная кровь просится наружу..." в "Поздно" – еще одно воплощение теории непрерывного суицида, продолжающее начатый в "Нечего терять" и "Новом дне" разговор. Плавно переходящая в гимн бесконечному апрелю, радостную "Заботу", "Поздно" знаменует чернейшую точку альбома, символическую длиннейшую ночь в году, которая означает Солнцеворот.
Песня о радуге над миром, негасимом апреле и молоке подземных вод, "Забота у нас такая" стилистически ближе к следующему альбому Егора и друзей, "Невыносимой легкости бытия". Мистический текст – Егор как охранник повсеместной радуги и вседержитель мирового свода – и музыка, напоминающая соц-реалистическую вязь песни "Пой, революция" с "Легкости Бытия". Только аналогию с Варшавянкой следует заменить на заунывную, протяжно–рыдающую мелодичность песен гражданской войны (бывших зачастую минорными переделками белогвардейских маршей) – "...Там, вдали, за рекой..." или "Командир полка".
После панка "Жить", с припевом "кому на этом свете жить хорошо?", идет "Дембельская", русский народный зонг или еще одна революционная песня – решайте сами. Летов, знакомый не понаслышке с городским фольклором армейской песни, позаимствовал название у солдат советской армии, празднующих подобными песнями дембель – демобилизацию из добровольно-принудительного армейского рабства. Егор празднует свой вселенский дембель – окончательную смерть эго. К "Невыносимой Легкости Бытия"?
В предпоследних (седьмых) Элементах было интервью с Егором, в котором он выдвигал агрессию, как краеугольный камень своего творчества, да и вообще основу Поэзии. Агрессия есть квинтессенция "Солнцеворота" – черная, пугающая энергия, испепеляющая ненависть и обессиливающее презрение, на пути к абсолютной Свободе.
М. Вербицкий

Дмитрий Аграновский


СОЛНЦЕВОРОТ

Рецензия на альбомы "Солнцеворот" и "Невыносимая легкость бытия"

Оскудели упрямые речи -
Замени их на живые песни,
Пусть себе поют!
(Е.Летов "Поздно").


Честно говоря, с большим волнением я взял в руки эти кассеты - работа над ними шла около трех лет, выход неоднократно откладывался, и был страх: не произошла ли "усталость от материала", получилось ли то, что обещал Летов, - боевые, революционные альбомы.
И теперь я могу спокойно и уверенно подтвердить то, о чем писал раньше в одной из своих статей, - да, действительно, Летов человек № 1 в русском роке, да, его можно с полным правом назвать духовным лидером коммунистической и патриотической молодежи.
Но это работы не просто лидера молодежи, а ярчайшего представителя новой духовной оппозиции - людей энергичных, уверенных в своей правоте, любящих жизнь, свою Родину и ее историю и умеющим не только проигрывать и страдать, но жить и побеждать здесь и сейчас. Таких людей мало, но они есть, а со временем их будет становиться все больше, и в их формировании "Гражданская Оборона" сыграет не последнюю роль.

"Еще немного, эх, еще чуть-чуть...
Нам бы день простоять, да ночь продержаться!"
("Еще немного").

Рок это или не рок - не суть важно (на мой взгляд, самый настоящий, сильный, правильный и очень русский рок). Важнее то, что альбомы представляют собой цельное, законченное произведение искусства - искусства в самом высоком смысле слова, того искусства, которое никогда не бывает вне политики, которое поднимало людей в атаку, заставляло жить ради высокой цели и жить, как люди.
На внутренней стороне обложки "Солнцеворота" есть посвящение: "Альбом посвящается всем воевавшим и воюющим за славное дело Отечества".
Помню в 94 году Летов впервые публично заявил о своих взглядах, какой только грязи на него не вылили "демшизовые" газеты. Основная мысль была: "Да Летову все равно с кем, лишь бы против!" Эти альбомы не "против". Они - "ЗА". Помните в "Чапаеве":

- Дядя, за что люди на смерть идут?
- За жизнь!

Послушайте "Дембельскую", "Победу", "Родину", "У войны не женское лицо", "В ленинских горах". Это - настоящее. Настоящее до слез. "Забота у нас такая", "Мертвые", "Далеко бежит дорога...", "У войны не женское лицо", "Невыносимая легкость бытия", "Поздно" - от этих совсем невеселых песен хочется жить.
А есть и веселая "Про любовь". Я бы посвятил ее участникам акции "Голосуй, или проиграешь".
Я уже не говорю о том, что в плане музыки и аранжировок альбомы очень удачные - мелодичные и в то же время очень энергичные, почти все песни можно легко напеть, их легко "подобрать" на гитаре. Единственная старая песня Летова - "Про дурачка" сделана совершенно по-новому. Летов не побоялся улучшить хорошее, и ему это удалось.

Кто-то сказал, что кризис художника не вне, а внутри него. Почему остальные наши рокеры не могут приблизиться к уровню Летова или даже к тому, что они сами делали всего несколько лет назад? А потому, что им трудно петь - рот занят. Жуют. Им незачем больше творить. Они толстые, усталые и разочарованые (сравните "Чиж и Ко", "ДДТ", Гребенщиков, "Агата Кристи", "Чайф" и пр.). Их популярность держится на двух вещах - на усиленной поддержке телевидения и прозападного шоу-бизнеса и на задавливании этим телевидением и шоу-бизнесом всего живого и нового, это происходит в русском роке. Конечно задавить "Гражданскую оборону" сложно, - группа не появляется на телевидении с 1994 года, а ее популярность растет (по количеству надписей на заборах, стенах домов, чердаков и подвалов с "Г.О." может соперничать только известное русское слово). Причем популярность среди тех людей, до которых не доходят ни газеты, ни телевидение, но которые потенциально - абсолютно наши - дети из семей "новых бедных".


И если мы действительно хотим привлечь молодежь в наше, то такие люди, как Летов, должны определять лицо оппозиции - не в смысле заседать в президиумах, а в том, что песни "Пой революция!", "Солнцеворот", "Победа", "Родина", "Новый день" должны звучать на наших митингах вместе с "Вставай, страна огромная!". Они созданы специально для того, чтобы поднять в едином порыве стадион или стотысячный митинг - не случайно на обеих кассетах имеется надпись "Слушать громко!".
Обращаюсь ко всем нашим. Особенно к своим товарищам по партии - коммунистам: купите эти кассеты, послушайте их сами, дайте сыну, внуку. Наша задача, чтобы эти альбомы услышало как можно большее количество людей. Особо обращаюсь к распространителям нашей прессы: во всех точках, где продаются наши газеты, видео- и аудиозаписи, должны появиться кассеты "Гражданской обороны" - несите людям живые песни. Песни победы!

("Советская Россия" 20 мая 1997 г.)