Из переписки О.А. с Еленой Трубицыной

Здравствуйте, Ольга! Почему я вам пишу - даже не знаю, да и Вы, наверно, удивитесь, получив письмо от абсолютно незнакомого человека, да еще эмигрантки, да еще из-за океана. В Америку я, впрочем, попала всего два месяца назад, так что "объянкиться" еще не успела, да и вряд ли это возможно для Русского человека - потому что я всегда считала себя русской, несмотря на то, что во мне пять или шесть кровей - и евреи, и немцы, и украинцы, и русские и кого только нет. Но, собственно, наверно, это абсолютно неинтересно. Интересно другое. Видела Вас в России пару раз по телевизору, Вы пели про какого-то Фредерика и еще что-то подобное, сладенькое, познакомилась более подробно с Вашим творчеством здесь по Интернету- Я, конечно, не критик и не оценщик, но просто - человек, который интересуется хорошими песнями, и хотела бы высказать свое мнение, мнения, так сказать, слушателя, не фаната, не поклонника. Тексты у Вас часто неплохие встречаются - точнее, правильные - все гладенько, строчечка к строчечке, рифма прекрасная, монтажи и навороты классные - "Яблоко, я бы любила тебя, да около лба блеск алого ока неба". И иногда даже слова, не то чтоб нецензурные, но такие, от которых дамы в салонах и покраснеть могут, вставляете. Для чего? Стиль требует? Скажите, Вы как это придумываете - вот так, часами сидите и размышляете, как сделать лучше и правильнее, да еще так, чтоб понравиться, чтоб похвалили и сказали: "Вот - это да - Поэтесса и рокерша". Я, впрочем, как ни странно, не разбираюсь в музыкальных стилях - к стыду своему, не могу отличить Рок от Металла, Бард-Рок от авторской песни и даже рэп от Хард-Рока. Ну, слон на ухо наступил, тут уж ничего не поделаешь. Но, тем не менее, по музыке всегда чувствуется, когда человек играет от души, даже если это идет вразрез с "общественным мнением", и когда он играет и поет из корыстных целей - деньги ли, признание с какой-либо среде - все едино. Ну, не чую я души в Ваших песнях! Простите, но во всех поздних вещах сквозит надуманность. А насчет "поющих дам" могу сказать, что была Янка, которую можно назвать Поэтом, не поэтессой, а именно Поэтом, а все остальные (из известных), подражающие ли, или наоборот, старающиеся себя ей противопоставить - всего лишь или бледные тени, или явное доказательство того, что те, кто завидуют и не могут спеть лучше, всегда начинают хаять. Скажите, наверное: вот, явилась какая-то девчонка неизвестно откуда, и давай критиковать - Может быть. Все же, я Ваши ранние песни некоторые слышала, если честно, они куда лучше поздних - там есть душа. А в поздних - ничего, кроме классных рифмовок и монтажей. Я, правда, тоже чего-то там сочиняю, правда, не пою, и хотя до уровня Янки мне добраться просто нереально, но сочинителем местного масштаба стать могу. Напишу Вам одно свое стихотворение - не знаю, для чего, просто интересно, что думают интеллигенты. Бог на небе глухо квасит - богу рай осточертел.
У апостолов христовых собирает на стакан.
Позабыл, что очень много нужных, важных, срочных дел,
С ангелочками ушлялся по небесным кабакам.
И как раз тогда на небо я сподобилась предстать -
Я подохла под забором возле винного ларька.
Есть в кармане два червонца, только надо отыскать,
Где возможно в райских кущах прикупить себе пивка.
Ароматные цветочки, реки с медом-молоком.
Ну а мне по барабану - задолбал меня сушняк.
Вдруг заметила, что пьяный ангел дрыхнет под мостом,
И за облаком красивым вижу вывеску: "Кабак".
В кабаке дым коромыслом - бог пропился до креста.
Непристойные куплеты небожители орут,
Херувимы из охраны зорко смотрят по местам,
На резиновых дубинках белы крылышки растут.
Вот Гаврила - он с кастетом и заточкой в сапоге,
Вместе с богом пропивает обоюдоострый меч.
Бог стреляет сигареты и монетки мнет в руке.
Как пройти бы, чтоб охрана не могла меня засечь?
Бог архангелову тогу всю слезами измочил,
Ради этакого горя был отложен страшный суд.
Хорошо, меня не видно - дым табачный все покрыл,
Я кидаю два червонца, а рублями не берут.
"Попроси, поди, у бога" - ангел-бармен мне сказал.
"Сделай, бог, благое дело, и стаканчик хоть налей!"
Тут-то бог на полуслове излиянья оборвал,
И сказал: "Пойду лечиться, я допился до людей!"
Кто кому сейчас явился, это надо бы понять,
Только как тут разберешься с пребольшого бодуна?
Просто надо было время поудобней выбирать,
Просто я не верю в бога, как не верит он в меня.
======================End of original message text======================== Привет, привет! Спасибо за письмо. Пишете интересно и грамотно. Могу переправить в наш толк-лист, как одно из мнений (читайте раздел "болтовня-архивы"). По сути вопросов вкратце отвечу. Стихи не выдумываю, падают сами. Мало души - извините - не смогла, так не смогла. Стихи - дело такое, не подчиняющееся приказам. Насчёт Янки и бледных теней - что-то вы не про то совсем пишете. Это какие-то ваши личные химеры. И немного, но знаю поющих женщин, отмеченных истинным талантом (Умка, Желанная, Богушевская, Агузарова, Камбурова, Смольянинова, Настя, Маша Иткина и т.д.) Ни к кому из них не могу отнести ваше несколько надуманное обвинение в зависти, подражательстве, хаянье и тому подобных вещах. Для вас Янка - кумир, для других - кто-то другой. Скажем, Пиаф или Джоплин. Или вообще никто. Янка находится в ряду очень интересных имён, но приписывать огульно всем или подражательство или противопоставление ей я не согласна. С такой же долей вероятности можно утверждать, что все подражают ну например, Пугачёвой. Или противопоставляют себя ей. По поводу ваших стихов - у вас есть талант. Пишете сильно. Но меня всегда коробит не в меру вольное обращение с именем Бога, граничащее с богохульством. И, кстати, то самое противопоставление, которое вам видится в других, явно имеется в ваших стихах. Вы противопоставляете себе Богу, может оттого вам так неуютно жить? ========================================================================== Здравствуйте, Оля! Получила от Вас письмо, была рада, что Вы даже каким-то образом учли мое мнение, хотя я - просто банальный слушатель, и вовсе не Ваша ярая поклонница. Хотя чего для Вас проще было, чем сказать: "А, какая-то дура, из Америки к тому же, критикует еще". Большинство отнеслось бы именно так. Что касается кумиров - то я не религиозна, как можно понять, но вот мысль о не сотворении кумиров считаю абсолютно правильной, поэтому не могу сказать, что являюсь фанаткой Янки - мне лично несколько ее песен кажутся очень даже банальными и заурядными. К тому же "фанатеть", валяясь в пьяном виде, можно под нечто, не дающее повода размышлять, обдумывать и попросту воспринимать песню. Переборщила, действительно, с обвинением всех в подражательстве - это правда, каждый по-своему мир видит, не надо всех под одну гребенку стричь. Но, по-моему, Янка просто показала, что женщина может писать не только цветаевщину-ахматовщину, но и показывать правду жизни, кидать ее в лицо. А про бога - ну, что могу сказать, не от Вас первой я подобное слышу. Еще когда пыталась где-то публиковаться, именно по этой причине очень интеллигентный и культурный тип мне отказал. Вовсе мне жить не неуютно - просто ничего святого для меня нет, крест свой я сначала перевернула, а потом и вовсе пропила, а мое восприятие мира ближе всего к идеологии Панков, хотя и среди них я "своей" никогда не считалась. Бога ни разу не видела, если увижу - то решу, что белку поймала. А когда представляю - а вдруг бог все же есть, то мне просто жаль его становится, потому что столько лет на одно и то же смотреть - это уж точно со скуки и с горя в запой уйдешь. Да и кто сказал, что если он есть, то ему хоть сколько-нибудь интересны какая-то Лена Трубицына, Оля Арефьева или Вася Иванов? Он может, и о существовании нашем не знает, а если увидит, так опять же подумает, что белку поймал. Впрочем, в вопросы религии предпочитаю не вдаваться, извините, если чем-то задела то, что для Вас свято, я не хотела. Только обидно, что много сейчас вот таких "Скоропостижно уверовавших", которые надевают на все места кресты и орут о том, какие они христиане. При встрече с такими почему-то всегда выяснялось, что я - сатанистка, а после - атеистка, знаю священное писание намного лучше их. Да и кроме того - когда я попала в очень хреновую ситуацию при парашютном прыжке, в таких случаях 99 из ста гибнут, никакой бог или там сатана не помогли бы, если б растерялась и хоть секунду упустила. Человек сам себя спасает и сам себе устанавливает какой-то свой нравственный кодекс. Меня здесь называют не иначе, как чрезвычайно противным словом "выкрест", и считают уж по крайней мере мировой злодейкой и вероотступницей, хотя я - полукровка, в еврейскую веру крещена не была и росла в полностью ассимилированной семье, а крестили меня в восемь лет - возраст несознательный. Так что в какой-то мере ощущаю себя страдающей за веру православную. И вот что интересно (закончив с религиозной тематикой) - каждый, кто хоть как-нибудь пишет ритмично и рифмованно, обязательно напишет про суицид и про наркоманию. И всегда получается что-то очень возвышенное и красивое. Но ведь, например, когда описывается самоубийство, то мне лично кажется, что тут не только надо отразить внутреннее состояние человека, решившегося на такой шаг, но и описать, что будет потом. А потом - никаких "Оставленных бренных тел" и прочих идеализаций. Вы когда-нибудь видали, как этих самых, кто "Сделал шаг", соскребают с асфальта, как мать бежит блевать, едва взглянув на изуродованный труп сына? Вот и пресловутая "Великая материнская любовь". По-моему, надо и про это писать, потому что живем мы на земле, а на земле душе места нет, есть место только для тел - живых или мертвых. А насчет нарколирики - ведь очень мало кто из пробовавших себя в этом жанре испытал в полной мере наркотическую ломку. Интересно, как это бы отразилось на их творчестве? Продолжалось ли бы описание красочных картинок, надуманное опять же описание внутреннего состояния наркомана, бессмысленного приписывания ему каких-то там человеческих чувств, или наконец-то описали бы все, как оно есть? Я не считаю себя поэтом, потому что не имею такого "высшего поэтического" или просто литературного образования, да и вообще высшего, потому что из института два раза вылетала из-за пьянства. Но если "находит" желание что-то написать, то я стараюсь сделать это как можно ближе к тому, что бывает в реальности и отойти от идеализаций любого толка. Еще раз спасибо Вам за ответ, если есть желание - то письмо мое загоните на лист, не из моих тщеславных побуждений, а просто потому, что мнения бывают разные, и не все мнения приходятся по вкусу. И если хотети, то и стих опубликуйте. Впрочем, это уж не знаю как. Удачи Вам! Лена. ========================================================================== Привет, привет! По всему вышеизложенному не решаюсь полемизировать, потому как тема очень интимная и обсуждать её можно только в доверительном тоне с человеком, с которым существует взаимопонимание. Резкий тон здесь противопоказан. Одно могу сказать - как-то страшно и неуютно воображать себе картину мира, которую вы себе построили. Вот тут-то и становится неожиданно справедливым ваше высказывание о том, что "Человек сам себя спасает и сам себе устанавливает какой-то свой нравственный кодекс." Верно и противоположное - человек сам себя губит и сам разрушает свою жизнь. Не потому, что Богу нет дела, а потому что он дал нам свободу. А иначе какие же мы живые? Марионетки бы получились. Так что мы сами своя тюрьма и свобода, как выберем, так и бывает. А по поводу "Она сделала шаг" хочу обязательно объяснить. Для меня новость, что кто-то способен её воспринять как песню о суициде. Но раз такое следует из ваших слов, то почитайте книгу Павла Вежинова "Барьер". Песня навеяна именно ей. И она не о смерти, а о всепобеждающей жизни. Оля ========================================================================== Здравствуйте, Оля, еще раз! Сразу скажу, что книгу "Барьер" я не читала, и, по всей видимости, до возвращения в Россию не прочитаю, потому что здесь с русскими книгами очень большая напряженка. То есть, книгу стихов Есенина достала с большим трудом, неведомо какого года выпуска, истертую и трудно читаемую, но это - все равно радость. Насчет "Она сделала шаг" - наверно, просто не поняла, так как привыкла воспринимать все в буквальном смысле, "Она умерла" понимаю как "Она умерла". Жизнь после смерти - не знаю, может, она и есть, но пока не помру, так и не узнаю. Про то, как я вижу мир - дело в том, что, возможно, смотрю не туда, куда следует и не туда, куда указывают, потому вижу несколько не то, что мое окружение. Благодаря этому поняла, что очень много народу ходит в розовых очках и снимать их просто не намерены - может, защита, может, стремление сохранить иллюзии, тут мне судить трудно. А большинство людей живут иллюзиями, как мне кажется, и потому общаться мне с ними затруднительно - я по своей циничной привычке всегда цветок, которым они любуются, раскладываю на составляющие - цветоножка там, тычинки, пыльца и т.д., так что вся красота пропадает. Кто тут прав - сказать очень трудно, если вообще возможно. Но, когда расстаешься со всеми иллюзиями и начинаешь видеть все, как оно есть - вот тогда можно сказать, что ты НАЧАЛ ЖИТЬ, а не родился. И еще раз поняла, что на религиозные темы лучше вообще не говорить, потому что тут что-то доказывать бесполезно. Каждый имеет своего бога, и не важно, сидит этот бог на небе, ходит по земле или делает что-то еще. Бог, в моем представлении, не некое существо, которое сотворило мир и управляет им, а то, что каждый из нас несет в себе. Сколько людей - столько богов. Каждый сам может разрушить свою жизнь - тут не могу не согласиться. Причем это самое разрушение - зачастую дело нескольких минут. Но что считать разрушением, а что - созиданием, мне почему-то кажется, что когда человек отходит от всех религий и начинает жить своим умом - это и есть подлинная его жизнь, не замутненная ничем. Причем, религия может быть любая - в том числе вот этот самый воинствующий атеизм, насаждаемый в СССР - вера в отсутствие веры. И марксизмы-ленинизмы и прочие -измы, с моей точки зрения - тоже религии. У Вас, конечно, куда больше, чем у меня, жизненного опыта, и Вы можете сказать, что все мои рассуждения - от молодости. Но есть одно "но" - я прекрасно представляю все, о чем говорю, за каждое слово отвечаю, и никогда не высказываюсь и том, о чем не имею точного представления. И еще - кое-чего повидала, не всегда - приятного и почти никогда - гладенького и сладенького, так что знаю, что на самом деле - все просто покрытая мишурой пошлость и ничего больше. Удачи Вам Лена. 1999г.